Ресурсный центр

МОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" Вилегодского района Архангельской области

Профориентационная работа

“ Выбор специальности — одно из самых важных решений, принимаемых человеком в жизни. Помочь сделать осознанный выбор профессии — наша цель. ”

Постановка задачи:

Для упрощения поиска работы полезно знать классификацию существующих специальностей. На основании полученных знаний вам предстоит составить карьерный портфолио.

 

Для этого вы будете выполнять следующие задания:

1. Ознакомьтесь как минимум с двумя известными теориями о видах деятельности и профессиональных характеристиках.

2. Оцените себя с помощью тестов в Интернете и изучите свои профессиональные характеристики.

3. Предложите, какими будут результаты пройденного в Интернете теста до того, как они станут известны.

4. Напишите короткое эссе об "идеальной" работе.

5. Составьте классификацию профессий.

6.Укажите, какие профессиональные требования предъявляются к каждой группе профессий.

7. Проведите анализ групп профессий, сначала в общем, а потом более детально.

8. Введите результаты анализа в базу данных для сортировки и составления отчёта.

9. Выберите информацию для создания эффективного резюме.

10. Определите свои текущие и будущие карьерные цели.

11. Изучите методики проведения собеседования и примите участие в тренинге.

12. Составьте портфолио профессий в электронном виде, используя результаты выполнения заданий.

 

Модуль 1.Оценка профессиональной предрасположенности.

 

Самооценка профессиональных характеристик.

Вам, наверно, задавали вопрос: «Кем вы планируете работать?» На него нелегко ответить, заранее не определив свои качества, способности, личностные особенности и желаемый уровень будущего социального положения. Понимание этого позволит вам выбрать тип образования и наиболее подходящую работу.

От того, насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение.

Часто так случается, что в течение жизни че­ловек меняет профессию. Оценка полученных навыков и профессиональных характеристик с помощью различных теорий, методик или систем поможет вам принимать решения и в этом случае.

 

Метод Биркмена

Метод Биркмена — это методика самооценки, которая помогает выделить личностные профессиональные характеристики, ваши слабые и сильные стороны, преимущества и стиль поведения. Данная методика помогает определить вид деятельности, условия работы, которые максимально вам подходят.

Метод Биркмена использует систему четырех цветов (синего, зеленого, красного и желтого), выбранных для обозначения профессиональных характеристик и видов деятельности. При этом необходимо понимать, что ни один из указанных цветов не хуже и не лучше любого другого, просто он соответствует свойствам, необходимым для успешного освоения той или иной профессии. Каждый цвет выражает то или иное ключевое свойство: 

 

  синий:  планирование;

  зеленый: коммуникабельность;

   красный: эффективность;

  желтый: управление

 

Упражнение 1.1 Определение цветов по Биркмену.

Упражнение 1.2. Заполнение опросника для определения профессиональной предрасположенности.

Упражнение 1.3. Определение своих профессиональных характеристик

Упражнение 1.4. Исследование характеристик групп с помощью Интернета

Упражнение 1.5. Определение "идеальной" работы

 

Модуль 2.Группы профессий и подготовка к профессии.

 

Группы профессий.

Чтобы упростить изучение профессий, желательно разбить их на общие категории (группы). Группа может быть связанна с определённой отраслью промышленности или областью деятельности. Всякий раз, когда человек соберётся искать работу, он должен задуматься, в какой области пригодятся его навыки, образование и опыт. Обычно на сайтах, посввящённых поиску работы, выделяют около 24 групп профессий.

 

Упражнение 2.1. Отбор 15 наиболее распространённых групп профессий.

Упражнение 2.2. Определение групп для выбранных профессий.

Упражнение 2.3. Исследование профессий - общий обзор.

 

Детальное изучение профессии.

Упражнение 2.4. Изучение профессии.

 

Обучение и подготовка к профессии.

Все работодатели оценивают потенциальных работников по одним и тем же параметрам: навыки, образование и способность выполнять работу. Важно смотреть вперед и стремиться получить необходимое образование для того, чтобы получить желаемую должность. Например, подающий надежды археолог должен интересоваться различными образовательными программами, получением дополнительного образования и ученой степени в области археологии. Точно так же человек, который хочет работать тренером, должен задать себе вопрос: «Что мне необходимо знать, чтобы сделать успешную карьеру в этой области?»

Упражнение 2.5. Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков

 

Краткое введение в базу профессий

Упражнение 2.6. Ввод данных в базу профессий

Упражнение 2.7. Сортировка данных в базе профессий.

 

Модуль 3. Подготовка карьерного портфолио

 

Что такое резюме

Резюме (или CV* — сокращение от curriculum vitae, что в переводе с латыни означает «жизнеописание») должно содержать достоверное, точное описание опыта человека, его квалификации, на­выков, профессиональных характеристик и образования.

Название «резюме» чаще используется в Север­ной Америке и в России, в то время как CV — в Европе. Основное различие между резюме и CV — их объем. Стандартное CV обычно состоит из 2-8 страниц, тогда как резюме — из 1-2 страниц.

Резюме — это важное средство, помогающее рассказать о себе и получить от работодателя приглашение на собеседование. Хорошее резюме рассказывает о сильных сторонах и достоинствах человека. Резюме должно содержать данные об опыте человека и его образовании и контактную информацию:

-   Контактная информация: имя, адрес, номер телефона, e-mail.

- Опыт: названия и адреса текущего и предыдущих мест работы, должностей; перечисление обязанностей и описание выполнявшейся работы.

-  Образование: описание полученного образова­ния, перечисление дипломов и изученных учебных курсов.

-  Также указываются названия и адреса школы, института, годы окончания, ученая степень.


Указанные ниже сайты предлагают общую информацию о том, как составить резюме, а также о том, что в него можно включать и что нельзя.

Технология составления резюме:

http://rabota-v-rostove.ai/help/help_3_2.html   

Госцентр профориентации и психологической
поддержки:

http://www.prof.labor.ru/metod/index.html             

Советы по карьере — Ваше идеальное резюме:

http://oub.ru/personal/career/articles/page1_3.html

 

Составление резюме

Первым шагом при составлении резюме является определение желаемой должности.

Примечание. Не все резюме содержат информацию о должности, особенно если человек сам не знает, кем он хочет или согласен работать.

Описание желаемой должности помогает работодателю понять, что претендент имеет четкое представление о работе, которую он хочет получить. Описание должности может включать:

-описание специализации компании, в которую человек хочет устроиться на работу;

-название должности;

-основные преимущества, имеющиеся у потенциального работника.

 

Упражнение 3.1. Шаг 1 составления резюме - определение должности

Упражнение 3.2. Шаг 2 составления резюме - организация информации о себе

Упражнение 3.3. Шаг 3 составления резюме - написание профессионального резюме

 

Собеседование

В резюме должна быть указана контактная информация, а также описан предыдущий профессиональный опыт и образование. Если резюме составлено хорошо, то возрастает вероятность того, что работодатель пригласит потенциального работника на собеседование.

На собеседовании человек имеет возможность рассказать работодателю о навыках, которые он получил на предыдущем месте работы, а также о том, каким образом он сможет их при­менить на новом месте работы. В то же время, в ходе собеседования человек может оценить, на­сколько ему подходят предлагаемая должность и компания.

К собеседованию претендент на вакансию обя­зательно должен подготовиться: изучить инфор­мацию о компании, как можно больше узнать о ее деятельности, конкурентах, месте нахождения и стратегии развития. Также важно знать содержа­ние своего резюме и уметь уверенно рассказать о своих сильных сторонах, которые могут приго­диться работодателю. В конце подготовки к собе­седованию желательно потренироваться отвечать на возможные вопросы работодателя (можно за­писать свои ответы на видео и проанализировать возможные ошибки).

Ниже приведены советы, как вести себя на со­беседовании:

     Оденьтесь соответственно.

     Будьте пунктуальны.

     Проявляйте заинтересованность и поддержи­вайте зрительный контакт с собеседником.   

     Говорите четко и по существу.

     Задавайте вопросы, если что-то не ясно.

     Ведите себя уверенно.

    Через 1-2 дня после собеседования отправьте благодарственное письмо.  

Ниже перечислены сайты, на которых разме­щена информация о том, как успешно пройти со­беседование.

•  Официальный сайт газеты «Работа в Москве»:
http://www.guide/career/stressovoe_sobesedovanie.html

  Советы по карьере — как правильно заполнить анкету о приеме на работу:

http://www.oub.ru/personal/career/articles/page1_2.html   

•Советы о том, чего нельзя делать на собеседовании:

http://rabota-v-rostove.ru/help/help_3_4.html

  Вопросы, которые можно услышать на собеседовании. Советы психолога по прохождению собеседования:

http://rabota-v-rostove.ru/help/help_3_4_1 .html

http://www.vacansia.ru/index.php?act=techn&id_s=219

 •Советы по карьере — что делать, если собеседование прошло не совсем удачно:

http://www.oub.ru/personal/career/articles/page1_5.html


Упражнение 3.4. Тренинг собеседования

 

Обзор профессии

В заключении необходимо выполнить итоговое упражнение: создать в программе PowerPoint презентацию, в которой вы отразите всю полученную в данном проекте информацию о профессии (карьере).

Упражнение 3.5. Создание презентации потрфолио профессии.

 

Hosted by uCoz
Хостинг от uCoz