Масленица
Масленица – праздник проводов Зимы, последняя неделя перед Великим постом, а заканчивалась она Прощеным воскресеньем.
По канонам православной церкви она еще называлась сырной неделей. В это время употребляют в пищу рыбу, масло, молоко, яйца и сыр. Она предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени воздержания в приеме пищи и напряженной духовной работы.
В традиционном русском быту эта неделя была самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Имя свое она получила от обильной еды, которой полагалось угощаться всю маслену неделю. Масленица «целую неделю пела-плясала, ела –пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась».
К этому дню чисто мылись избы, убирались дворы. Не тяготились расходами, так как в эту неделю надо было принимать гостей и самим ходить «в люди» - и стало быть, нужно и угостить прилично, и одеться по-праздничному «во все баское».
Так было и на Виледи. Гостеприимство и хлебосольство в Масленицу проявлялось очень широко. Обязательной едой были блины из ячневой, ржаной, овсяной, пшеничной, гороховой муки, из пресного и кислого теста, с начинкой, простые и на дрожжах. Блины пекли круглые, румяные, на солнце похожие, как огонь горячие. Кроме блинов, готовили традиционные блюда вилегодской кухни: оладьи, колобы, драчену, шаньги и другую стряпню. Ели со сметаной, маслом, примакивая толокном, в общем, «не житье, а Масленица». Деревенские женщины варили сусло и пиво, не зря говаривали: «Праздник любить – пивцо варить».
Маслена неделя была буквально переполнена праздничными делами: нарядно одетые девушки, парни, семейные пары, дети, старики – все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянии, поздравляли друг друга, пели песни, играли на гармошке, устраивались шумные пирушки. Во всех вилегодских деревнях существовал обычай кататься с угоров, на шестах, лошадях. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы, приводились в порядок сани, дуги украшались цветными ленточками, колокольцами.
По воспоминаниям Лапшиной Людмилы Афанасьевны, 1913 г.р. из д. Аферьевской (родом из д. Сидоровской):
«Катались на шестах и лошадях, ездили девками в Мухонскую на карусель на лошаде (из Вятки был привезен Карько). Помню: с нами был парень Митя Мишин из д. Сидоровской, он предложил: «Надо с гармошкой, подъедем на карусель-то, интересно будет!» Просили у тяти Карька, чтобы съездить в эту деревню, а мама и говорит: «Он ведь вас застегнет, экой молоденькой да бойкой». Но все равно выпросили, да чуть все и не застегнулись. Обратно-то Карько и дал нам жару! Весело было: звучали песни, играла гармошка, звенели бубенчики».
В Маслену на самом высоком угоре строили ледяную горку и катались с нее на ковриках, сделанных из соломы. Катушки были настолько крутыми - дух захватывало. Кроме того, «собирали» шесты из жердей. На горе их уложат в ряд друг против друга, на расстоянии вытянутых рук, обольют водой и катаются на них, стоя парами. Парни приглашали девушек прокатиться, надо было крепко держаться, чтобы не упасть, да и падать-то никак нельзя – позор тому парню, который не удержится».
«В каждой деревне делали ледяную катушку на реке, от деревни недалеко. Вот на катушки-то и ездили на лошадях, весело было, провожали Масленицу хорошо.
Молодым, поженившимся в этот год, отводилось особое место, обязательны были визиты к родственникам, особенно к теще на блины.
Масленичное воскресенье еще называлось «прощеным» воскресеньем. В этот день, полагалось просить прощение за все обиды и огорчения. Младшие обращались к старшим, дети кланялись своим родителям и просили прощения. Прощение заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
А все затеи и веселье продолжались только до вечера этого дня.
И сейчас на Масленицу устраиваются различные состязания на ловкость, силу и смекалку: перетягивание каната, бег в мешках, распиловка дров, лазание по столбу, поднятие гири.
Наступали проводы Масленицы: ее сжигание. Масленица могла быть представлена пучком соломы и тряпок, одетым в женскую одежду. Ее ругали, прогоняли, провожали с шумом, криком, приплясыванием – все это символизировало проводы Зимы, наступление нового времени года. Сожжению Масленицы приписывалось такое значение: сжигаются на весь пост всякие удовольствия и развлечения.
«Назавтра «прощеного воскресенья нельзя уже было употреблять в пищу ничего печеного, все, что осталось после Масленицы, всю «молосную» стряпню резали на сухарики и сушили. В понедельник обязательно мылись в бане, потому что этот день называли «чистый» понедельник. Мыли все в доме. В этот день,- рассказывала Лялюшкина Вера Иннокентьевна, 1929г.р. из д. Подомо,- каждая девка должна еще прокатиться на шестах столько раз, сколько раз упала в праздник. Говорили «пошли собирать кости».
На этом Масленица заканчивалась, начинался Великий пост, который длился до Пасхи.